Климатические условия на планете меняются с начала 20 века. Национальное управление океанических и атмосферных исследований наглядно показывает это: среднегодовая температура планеты растет, ледники тают, меняется режим осадков, уровень моря повышается.
В 2021 году эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) назвали изменение климата одной из основных угроз для человечества в ближайшие 10 лет. Впоследствии это может обернуться исчезновением целых экосистем, биологических видов и государств.
На фоне климатических изменений снизится и благосостояние людей. Усилятся стихийные бедствия, уйдут под воду прибрежные территории — все это особенно угрожает сельскому хозяйству в развивающихся экваториальных странах. Согласно докладу ВЭФ, при нынешних экологических условиях к 2050 году уровень мирового ВВП может снизиться на 4–18 %.
Научное сообщество заключило, что основной причиной климатических изменений стала деятельность человека. С развитием энергетики, промышленности, строительства, животноводства, транспорта и коммунального хозяйства в атмосферу стало выделяться больше парниковых газов. К ним относятся метан (CH4), закись азота (N₂O) и углекислый газ (CO₂). Последний из них является основным выбросом от деятельности человека и особенно сказывается на состоянии окружающей среды. С 1990 по 2020 год влияние парниковых газов на климат выросло на 47 %, причем на долю CO₂ приходится около 80 % от этого увеличения.
Чтобы сгладить климатические изменения и их последствия, необходимо сокращать и компенсировать выбросы парниковых газов.
Мы поставили перед собой задачу сделать производство Tasty Coffee более экологичным и полностью углеродно-нейтральным. Что значит этот статус, как мы к нему идем, о каких нюансах узнали — подробности читайте в статье.
Что такое углеродная нейтральность, почему она стала популярной, как к этому относятся экоактивисты
Углеродная нейтральность — статус, при котором производство сокращает выбросы CO₂ до нуля или компенсирует их вложениями в экологические проекты общественных некоммерческих организаций.
Целые страны и компании уже намечают зеленый курс развития и хотят стать углеродно-нейтральными к 2050 году. Их мотивируют не только пессимистичные прогнозы — скоро неэкологичное производство будет обходиться дороже. С 2023 года Европа вводит пограничный углеродный сбор на импорт. Его размер будет прямо пропорционален объемам выбросов CO₂ при изготовлении ввозимой продукции.
Также у бизнеса есть возможность компенсировать свой углеродный след. Один из способов — высаживать деревья, которые потребляют CO₂ при фотосинтезе. Например, гектар соснового леса за год способен поглотить 2,4 тонны углекислого газа.
Исходя из этого, компании все чаще выбирают лесные проекты для компенсации своего углеродного следа. Координатор проекта «Посади лес» движения «ЭКА» Руниза Сибгатуллина рассказала, что в 2021 году интерес компаний к климатическим проектам вырос в несколько раз. Об этом говорит количество посаженных компаниями деревьев: 900 тысяч деревьев высадили в период с 2015 по 2020 годы и 1,6 миллиона деревьев — в 2021 году.
Использование лесных проектов для компенсации углеродного следа становится все более популярным, хотя и не идеальным решением. © unsplash.com
При этом компенсация с помощью лесных проектов не очень устраивает экоактивистов. Они считают, что посадка деревьев не может освободить компании от реальных мер по сокращению выбросов.
Во-первых, в экосообществе скептически относятся к подсчетам углеродного следа от производства. Бизнес может не учесть значительной доли выбросов от своей деятельности и в итоге высадить меньше деревьев.
Во-вторых, нет гарантии, что все молодые деревья приживутся. Чтобы поддерживать их здоровье, за ними нужно ухаживать и досаживать новые в случае их гибели.
В-третьих, по заявлению одного из руководителей Greenpeace России Василия Яблокова, в молодых лесах могут возникать возгорания. В таких чрезвычайных ситуациях саженцы превращаются из поглотителей парниковых газов в их огромный источник.
Это значит, что нельзя просто компенсировать углеродный след посадкой все новых и новых деревьев. Первоочередная задача именно в снижении текущих выбросов и уже потом в компенсации остатков.
В идеале шаги в сторону углеродной нейтральности не ограничиваются посадкой деревьев. Их порядок такой:
Точно посчитать углеродный след от производства.
Применить все современные технологии, чтобы его сократить.
Посадить деревья, контролировать посадки и ухаживать за ними — в счет остаточных выбросов, которые невозможно исключить или компенсировать иначе. Например, инвестициями в возобновляемые источники энергии.
Расскажем, как проходит каждый шаг у нас.
Как мы считали наш углеродный след
Чтобы вычислить выбросы парниковых газов от нашего производства, мы заказали независимый энергоресурсный аудит. Его провела лаборатория экосистемного дизайна Grass. Для подсчета углеродного следа специалисты-проектировщики изучили наш комплекс зданий и часть бизнес-процессов.
Эксперты лаборатории выявили входящие и исходящие потоки воды, газа, электроэнергии, а также запросили данные по их затратам. Кроме того, они исследовали наши производственные площади, инженерные коммуникации, технологический процесс.
Объем CO₂ подсчитали по методике GreenHouse Gas Protocol. По ней наш углеродный след разделили на 3 части:
Выбросы от работы производства. Например, от ростеров: во время обжарки выделяется CO₂;
Выделение CO₂ от производств, которые генерируют для нас энергию. Например, от ижевской газовой ТЭЦ;
Выбросы на протяжении жизненного цикла товара вне производства. Например, от доставки кофейных зерен из стран-производителей.
В результате аудита учли все — вплоть до выдыхаемого нашими сотрудниками углекислого газа. Не брали во внимание только выбросы от логистики продаж из-за сложности расчетов.
При подсчете углеродного следа анализировали не только работу производства, но и все процессы в офисе компании
Общий углеродный след составил 789 тонн CO₂ в год. Относительный на единицу продукции — 548 кг на тонну обжаренного кофе. Чтобы эти цифры стали понятнее, нам привели эквивалент в площадях леса, которые поглощают эти выбросы. Первый показатель соответствует 5477 соткам площади взрослого соснового леса, второй — 3,8 соткам.
На основе этого исследования лаборатория Grass предложила экоинициативы, посчитала их стоимость, сроки окупаемости и эффект на окружающую среду. Вот некоторые из предложенных мероприятий:
Уменьшить потребление ресурсов. Например, снизить ночную температуру в зданиях на 8–10 часов до +10—12°C градусов. Это позволит сократить расход газового отопления на 25 %;
Вторично использовать ресурсы. Например, установить систему рекуперации, которая позволит отапливать цеха теплом от ростеров;
Генерировать энергию самостоятельно. Например, поставить солнечные панели, которые будут вырабатывать электричество летом.
Все меры зеленой реновации могут сократить наш локальный углеродный след в 2 раза. Сейчас мы уже выполнили основные рекомендации аудиторов и запланировали, как компенсируем остаточные выбросы.
Что мы уже предпринимаем и как компенсируем остаточный углеродный след
После аудита мы поняли, что даже небольшое производство в Ижевске реально сделать углеродно-нейтральным. Уже сейчас мы воплощаем рекомендованные меры и сокращаем свой углеродный след:
Установили солнечные панели осенью 2021 года. Световой день тогда сокращался, но этот электрогенератор в ясные дни уже выдавал мощность 30 кВт. Иногда наше производство потребляло даже меньше, поэтому излишек поступал обратно в сеть. Рассчитываем, что эта мера сократит наше годовое потребление электроэнергии на 50 %.
Разбираемся с особенностями производства упаковочного пластика. Планируем в итоге перейти на тот материал, изготовление которого оставляет меньший углеродный след.
Солнечные панели помогут нам вдвое сократить потребление электроэнергии
В планах также утеплить помещения и использовать вентиляцию вместо кондиционеров летом. Так мы уменьшим расходы электроэнергии на обогрев и охлаждение, а значит, и наш углеродный след.
Но аудит показал, что мы не сможем сократить выбросы до 0 даже при полной реновации производства.
Самым неэкологичным аспектом нашей деятельности оказалась доставка зерна из стран-производителей. Получилось, что 70 % (552 тонны CO₂) нашего углеродного следа образуется не в России, и мы не можем на него повлиять. Он не изменится, пока морские и автомобильные перевозки не станут энергоэффективнее.
Мы решили компенсировать остаточные выбросы посадкой деревьев. Уже выяснили, сколько нам нужно саженцев и как с ними будут работать.
Как мы компенсируем выбросы
В России есть общественные организации, которые помогают бизнесу компенсировать выбросы. К ним относится, например, движение «ЭКА». В рамках проекта «Посади лес» его команда принимает пожертвования, набирает волонтеров и высаживает деревья.
Мы обратились в эту организацию с данными аудита, и нам помогли определить нужное количество саженцев для компенсации. Вычисления вели с учетом, что на каждую тонну CO₂ приходится 6,06 деревьев. Эту меру умножили на остаточный углеродный след, который образуют выбросы от доставки зерна (552 тонны CO₂) и сокращенные вдвое локальные выбросы (118 тонн CO₂). В итоге получилось 4270 деревьев.
Наш лес появится уже этой весной. Место для него определят специалисты «ЭКА» перед началом сезона посадок. Нам известно, что это будут земли, которые находятся под контролем лесхоза. Кураторы проекта «Посади лес» ведут переговоры с лесничествами и министерствами выбранных регионов, и им выделяют места специально под волонтерские посадки. Так нам гарантируют, что наш лес не отдадут, например, под застройку.
Порода деревьев будет зависеть от места посадки. Кураторы выберут саженцы, которые приживутся там лучше всего и закупят их в местных питомниках. Если проект отправится на юг, то это будут лиственные деревья: клен, дуб, ясень. Если в Сибирь или на Дальний Восток — посадят сосну, ель, кедр.
Специалисты проекта «Посади лес» подберут деревья с учетом места посадки. © posadiles.ru
По итогу сезона посадок составят отчет в формате текста, фото и видео. Его можно будет увидеть в открытом доступе на сайте проекта. Также нам отправят координаты места посадки, куда можно будет приехать и убедиться в наличии деревьев.
Кроме посадки, мы оплатили 2 года агроухода за саженцами — волонтеры проекта будут ухаживать за ними, чтобы они лучше прижились. Агроуход также будет зависеть от региона посадки. Если наши деревья будут жить в Сибири, то их будут обрабатывать от сорняков и вредителей. Если в жарком уральском климате — будут поливать и удобрять. В случае гибели деревьев волонтеры будут их досаживать.
Итог ухода также оформят в виде фото- и видеоотчета, который мы увидим в 2024–2025 годах. После этого за деревьями будет следить лесничество.
Мы планируем сделать экоаудит нашего производства ежегодным, продолжать снижать выбросы CO₂, а остатки компенсировать все новыми посадками.
Мы выбрали партнеров, которые поддерживают устойчивое лесопользование: ведут четкий контроль, учет и агроуход за саженцами. Пусть эта мера компенсации выбросов неидеальна, но мы надеемся, что с таким ответственным подходом она обязательно принесет пользу природе.
На проекте «Посади лес» не только высаживают деревья, но и наблюдают за ними, а также регулярно ухаживают. © posadiles.ru
Подытожим
Чтобы уменьшить влияние нашего производства на окружающую среду, мы действовали в таком порядке:
Определили свой углеродный след в рамках независимого энергоресурсного аудита. Эксперты изучали наши цехи, инженерные коммуникации, технологический процесс и данные по затратам ресурсов. Ссылка на отчет: https://disk.yandex.ru/i/rI5Yumkoe0sgMg
Воплотили некоторые меры по сокращению выбросов, рекомендованные аудиторами — поставили солнечные панели и начали выбирать более экологичную упаковку для зерна. Со временем при полной зеленой реновации нам удастся уменьшить локальный углеродный след в 2 раза.
Договорились с волонтерским проектом о посадке деревьев, чтобы компенсировать остаточные выбросы от доставки кофейных зерен и работы производства. Весной в России появится 4 тысячи саженцев от нашей компании, за которыми будут ухаживать 2 года, а затем передадут лесничеству.
Комментарии