Чайные волны: разные подходы к чаепитию
Любой чай неповторим и уникален. У него есть свой характер, а потому с ним можно строить отношения. Особые: чувственные и нежные, деловые и строгие, страстные и яркие, спокойные и умеренные – какими именно они будут, зависит только от вас.
Среди любителей чая бытует понятие «чайная волна». Она образуется в момент, когда чай попадает в определенную среду со своими особенностями и нюансами. Взаимодействуя с теми или иными людьми, чай приоткрывает одну из своих граней, играет особыми нотками, показывая лишь то, что хотел бы приоткрыть.
От чайных клубов до китайской волны
В начале 90-х в Москве появились «чайные клубы». Их участники считали, что чаепитие – путь к внутренней гармонии и саморазвитию. Они старались достичь «чайного состояния», делая больший акцент на внутреннем, чем на внешнем. Чайный клуб – это не просто собрание людей по интересам. Это волшебное место, вырывающее вас из привычной реальности и повседневности.
Однако ничто не вечно. Постепенно на место клубов пришли другие чайные волны. Например, «китайская волна». Ее принесли люди, часто посещающие Китай и знакомые с его традициями. Они стараются пить чай так, как это делают на его родине, используя специальную чайную посуду (гайвань, небольшие чашки, чабань). Чаепитие простое: нет никаких поисков идеалов или анализа внутренних ощущений. Зато есть любовь к чаю, который пьют при любых обстоятельствах.
Волны торговцев и производителей
Еще одна чайная волна – это «торговцы». Да, среди них есть настоящие ценители, которые хорошо разбираются в чае и способствуют продвижению в массы именно качественного напитка. Но все они зарабатывают на нем деньги. Для них чай – это товар, с помощью которого можно реализовать свои большие и маленькие идеи. Никакой мистики и ритуальности.
Волна «производителей чая» родилась из волны торговцев, которые любят и ценят качественный чай. Такие ценители предпочитают сами ездить на плантации и следить за сбором и производством чая. А позже уже и сами смешивают сорта, создавая свои уникальные чайные сборы. Тут уже появляется глубина – ведь от людей зависит многое.
Коллекционеры и энциклопедисты
Чайные коллекционеры – это люди, готовые тратить деньги на уникальные сорта чая или эксклюзивную чайную посуду. Они настоящие эстеты, с которыми интересно. В доме такого человека всегда можно попробовать какой-нибудь уникальный Шен Пуэр 80-го года или полюбоваться необычными чайниками ручной работы. А вот волна «чайных энциклопедистов» смотрит на чай совсем по-другому. Для них важен не сам вкус чайного напитка, а история этого сорта чая, его география и особенности. Они стараются собрать как можно больше информации о чае, чтобы потом обсуждать его на тематических форумах с такими же чайными специалистами. Благодаря энциклопедистам можно лучше понять конкретный сорт чая, познакомится с легендами и мифами о нем.
Титестеры и любители чайных ритуалов
«Титестеры» трепетно относятся к процессу заваривания чая. У них свой словарь терминов и свои требования к чаю. Точные весы, таймер для отмеривания времени заваривания, специальные ложечки для снятия пробы – все это имеет для них огромное значение. После чаепития они описывают качества чая по заранее оговоренному алгоритму. Это настоящие «сомелье» чайного мира.
Любители чайных ритуалов – это полная противоположность титестеров. Их как раз не интересуют внешние тонкости, вроде веса чайного листа или точного времени настаивания. Они предпочитают окунуться в суть. Чаепитие для них – это способ заглянуть внутрь себя, почувствовать глубокое взаимодействие с чаем и достичь возвышенного состояния ума. Все это достигается точным соблюдением ритуала.
Чай в ресторанах и чайных
К сожалению, в ресторанах и кафе все еще очень трудно найти по-настоящему качественный напиток. Ведь, как правило, персонал там совсем не увлечен чаем и попросту не знает, как лучше его заваривать. К тому же политика таких заведений, направленная на экономию, способствует закупке дешевых чаев, из которых просто не может получиться хороший напиток.
И все же отдельной строкой стоят специальные чайные – здесь к завариванию чая подходят очень серьезно, приглашая для работы профессионалов. Некоторые заведения идут по другому пути: они делают чай «модным». Создаются необычные коктейли на основе чая, используются разные добавки, чай заваривается в необычных сифонах и типодах. Пусть в таком подходе нет глубины, зато он способствует популяризации чая.
Чайные пьяницы
Есть такая интересная волна, как «чайные пьяницы». Для них чаепитие превратилось в способ найти точку опоры на этой земле, выжить, если хотите. Как правило, это люди, которым удалось завязать с наркотиками или алкоголем и теперь они нашли в чае возможность обрести ту самую силу, удерживающую их от желания вернуться на старую дорожку. Они пьют чай по-особому: смешивают разные сорта, заваривают очень крепкий чай, всячески экспериментируют.
Конечно, для многих эта чайная волна может показаться какой-то неправильной, некультурной… Где это видано: пить чай, чтобы «вставило»? Но согласитесь, что это намного лучше, чем использовать более сильные стимуляторы. Уж лучше чай, чем водка или героин. Поэтому волна «чайных пьяниц» заслуживает не меньше уважения, чем все остальные.
Что еще? Чайных волн множество! Осталось найти свою…
Есть еще «йоговская волна». Сюда можно отнести всех людей, которые занимаются телесными практиками: цигун, йога, танцы, ушу и многое другое. Хороший чай перед тренировкой помогает по-новому почувствовать движения своего тела, глубоко погрузиться в практики.
Большой популярностью на различных мероприятиях пользуются «выездные чайные». Здесь чай выполняет самую простую функцию: согреть, придать сил, расположить к душевному общению. Просто замечательно, что для сближения людей используется именно чай и ничто иное. Сюда же можно отнести чай на деловых переговорах, чтобы создать особую атмосферу, расслабиться и настроиться на поиск компромиссов.
«Офисная волна» затрагивает все большее количество людей, которые предпочитают пить чай вместо кофе, оценив его тонизирующие свойства. Есть последователи «русского чаепития» с настоящим самоваром, есть «православный чай», «лечебный» и даже «психологический».
Комментарии