Кофе, пожалуй, самый любимый напиток во всем мире, его пьют мужчины и женщины, старые и молодые, в Европе, Азии, Америке, Австралии. И при этом на нем кое-кто неплохо зарабатывает - это прежде всего хозяева плантаций, где кофе выращивают, биржевики, ритейлеры, владельцы кофеен и, конечно, производственные компании. Есть у них и свои успехи, и свои проблемы, о которых говорили участники “круглого стола” российских производителей, который проходил в ТПП.
По словам председателя совета директоров Организации производителей кофе (ОПК) в России Александра Малчика, кофейная промышленность - одна из наиболее развитых отраслей мировой экономики. От нее зависит благополучие миллионов людей. Мировое производство зеленого кофейного зерна в последние годы постоянно росло и достигло в 2010-2011 годах 8 млн 25 тыс. тонн. Для сравнения: в 1981-1982 годах было произведено около 6 млн 30 тыс. тонн, в 1987-1988 годах урожай составил 6 млн 466 тыс. тонн.
Самый крупный производитель кофе сегодня, как, впрочем, и в последние годы - это Бразилия, которая произвела в 2010 году 2 млн 885 тыс. тонн, то есть около 36% всего мирового производства кофе. На втором месте Вьетнам - 1 млн 110 тыс. тонн. В основном он производит сорт робуста. На третьем месте Колумбия, которая производит высококачественный кофе арабика - 552 тыс. тонн, на четвертом Индонезия - 531,2 тыс. тонн сортов робусты и арабики.
Всюду наблюдается устойчивый рост, и может показаться, что нам не о чем беспокоиться - кофе у нас будет в избытке, и цена на него тоже должна снижаться. Но такой вывод можно делать, глядя только на половину картины. Вторая половина - мировое потребление кофе. Здесь, как считает Александр Малчик, все значительно интереснее. То, что происходит сегодня в секторе потребления, никто из аналитиков не ожидал увидеть еще несколько лет назад. В урожайном 2000 году в мире было произведено 7 млн 53 тыс. тонн кофе, на 13% меньше, чем в 2010 году, а мировое потребление в том году было 6 млн 330 тыс. тонн, то есть на 720 тыс. тонн меньше, чем производство. Причем все страны-производители вместе взятые потребили только 1,5 млн тонн, то есть 25% того, что произвели. Остальной кофе выпили страны, где кофе не растет. В 2010 году мировое потребление кофе поднялось до уровня 8 млн 85 тыс. тонн. Это на 60 тыс. тонн больше, чем было произведено. При этом все страны-производители вместе взятые потребили почти 2,5 млн тонн кофе, что уже составляет 31%. И эта тенденция будет продолжаться. К примеру, потребление кофе на душу населения в Бразилии за 10 лет выросло на 30% и достигло 5,8 кг на человека. Во Вьетнаме потребление выросло на 270% до уровня 1,1 кг на душу населения, в Индонезии - на 80%, в Гондурасе - на 100%.
Страны-производители начали понимать, какой замечательный продукт они создают, и стали активно использовать его у себя дома. За десять лет на 33,5% увеличилось потребление в развивающихся странах и в странах Восточной Европы.
Итак, хотя производство кофе растет - потребление растет еще быстрее. Впервые за много десятилетий спрос на кофе превысил предложение. И эта тенденция сохранится на ближайшее время.
Еще один вызов производителям кофе могут преподнести спекулянты. Во время кризисов они, как правило, уходят с фондовых рынков и проявляют повышенный интерес к сырьевым рынкам. Это касается не только кофе как сырьевого продукта, но и сахара, и хлопка, и так далее. Цена на кофейное сырье растет очень быстро, как на робусту, так и на арабику. За последние десять лет цена на кофе выросла на 250%. Для участников кофейного рынка во всем мире такой рост сырьевых цен и резкое увеличение уровня неопределенности получения нужного сырья поставили в очень сложное положение. Представители кофейной индустрии, чтобы удержать свои позиции на рынке, стараются перекладывать на потребителей как можно меньше тех проблем, с которыми они сталкиваются. Ни одна из ответственных компаний, по словам А. Малчика, не может позволить себе остаться без сырья или же увеличить цены до такой степени, чтобы потерять покупателя. Тем не менее всем приходится и цены менять, и маржу уменьшать, и оптимизировать расходы компаний, чтобы иметь возможность продолжать работать на рынке.
Российский кофейный рынок не остается в стороне от мировых проблем. По данным, которые привел в своем выступлении исполнительный директор ОПК Федор Борисов, Россия, будучи традиционно чайной страной, занимает седьмое место в мире по объему потребления кофе и является абсолютным мировым лидером по потреблению растворимого кофе. Сегодня 74-75% россиян регулярно потребляют кофе. В 2010 году российский рынок кофе в натуральном объеме составил 114 тыс. тонн. В денежном выражении - это 3 млрд долларов. Более половины готового продукта произведено в России. Совокупные иностранные инвестиции в производство кофе за последние десять лет составили 600 млн долларов.
В последние пять лет за счет системы дистрибуции, за счет роста потребления вне дома создано очень большое количество рабочих мест, особенно в больших городах. Основные импортеры сырья - это страны, с которыми мы выстраиваем традиционные долгосрочные отношения. На первом месте Бразилия, на втором - Индия, на третьем - Вьетнам. Эта страна развивает производство сорта робуста взрывными темпами и быстро выходит в лидеры кофейного рынка. Эквадор и Колумбия также традиционно занимают свои ниши на нашем рынке. В Колумбии мы закупаем лучшие сорта.
На растворимый кофе приходится более 70% потребляемого кофе, на молотые зерна - около 30%. Это российская специфика - у нас растворимый кофе люди предпочитают молотому зерновому. Соотношение меняется в пользу молотого, но очень медленно.
В 2010 году после некоторого провала рынка в кризис началось его восстановление. Сегодня рынок отыгрывает в натуральном выражении 3% и 10% в денежном выражении. Ускорился рост цен, к 2004 году он составляет сегодня 64%.
В Россию пришли крупнейшие мировые производители кофе, такие как Nestle, Kraft Foods, Paulig. Они построили здесь современные предприятия и успешно осваивают наш рынок. Российский кофе уже экспортируется в страны ближнего зарубежья, и есть планы экспорта в дальнее зарубежье.
Резервы у российского рынка очень большие. В России потребляется 1 кг кофе на человека, тогда как в Финляндии - 12 кг. Еще больше кофе выпивают исландцы и гренландцы. Нам до них еще очень далеко. Выйти на уровень Финляндии, может, и не получится, но догнать американцев, итальянцев или немцев реально, они потребляют 4-8 кг кофе в год. В общем, нам есть куда стремиться.
Потребление может вырасти за счет развития сети кофеен, например. В крупных городах мы уже имеем большое количество кофеен, до 600. Этот сегмент активно растет, производители всячески заинтересованы в его дальнейшем развитии.
Меняется и культура потребления кофе в России. Увеличивается потребность в общении вне дома и работы. Увеличивается количество мест общественного питания “вне дома”, где кофе - один из основных продуктов потребления. В связи с этим за последние 20 лет резко увеличилось потребление кофе эспрессо и основанных на нем напитков.
Люди во всем мире становятся все более требовательными к качеству продуктов. Кофейная промышленность отвечает на эти требования созданием таких новинок, как кофе в чалдах (капсулах). Они позволяют без особых затрат времени получить чашку кофе более качественного, чем обычный растворимый кофе. За последние годы было создано оборудование, позволяющее получить более чистый и качественный напиток, чем тот, который можно сделать на стандартном оборудовании. Это пока что “нишевой бизнес”, но начинает пользоваться популярностью в США, Канаде и ряде других стран.
Комментарии