Центробанк скоро перестанет выпускать бумажные купюры достоинством в 10 рублей. Тем самым регулятор не только экономит средства – ресурс у монет значительно больше, – но и проявляет заботу о здоровье офисных работников: все проблематичней становится купить кофе в автомате. Это хорошо: «кофе» из таких аппаратов лучше не пить вовсе – мое субъективное мнение.
А вот проблему оплаты мобильной связи в терминалах, несмотря на правдивую статистику, я считаю надуманной. Стоит хотя бы вспомнить такой платежный инструмент, как карты сотовых операторов. Разве они когда-нибудь выпускались номиналом десять или двадцать рублей? А ведь был период, когда оплата такими картами являлась одним из основных способов внесения средств на счет мобильного. И никаких народных волнений по этому поводу не возникало.
Замена бумажных «десяток» монетами неудобна тем, что теперь скапливается значительно больше мелочи. Но с другой стороны, это дополнительный стимул не платить наличными. И не ходить в те магазины, где банковские карты не принимают.
Собственно, и терминалы по оплате различных услуг по мере развития карточной инфраструктуры будут уходить в прошлое. В подавляющем большинстве случаев через «железные ящики» граждане оплачивают мобильную связь. По сути, терминал – лишний посредник: человек снимает деньги с зарплатной карточки в банкомате, затем вносит наличные в аппарат, чтобы заплатить за телефон. Какой в этом смысл, если можно сразу перевести деньги с помощью банкомата на счет мобильного. Или зайти в интернет-банк и оплатить там все – или почти все, – что душе угодно.
Хотя, конечно, карточная инфраструктура пока оставляет желать лучшего. Да и не каждая организация балует своих сотрудников зарплатными проектами. Справедливости ради, нужно сказать, что в некоторых ситуациях «железные ящики» выручают. По крайней мере, экономят время – но за немалое вознаграждение. Например, для оплаты госпошлины в ГИБДД теперь не обязательно бежать в офис «Сбера». Инспекция обзавелась аппаратами по приему наличности, причем рядом с этими устройствами обычно сидят услужливые «операторы», которые помогают сделать платеж без ошибок. Вот только минимальная комиссия за операцию, к сожалению, сегодня может быть сопоставима с размером оплачиваемой вами госпошлины…
Возможно, когда-нибудь, большинство «наличных проблем», в том числе, платежи в ГИБДД, ФМС и других учреждениях, позволит решить социальная карта. Этот проект в последнее время довольно активно обсуждается. Выпустить такую карту предполагается всем гражданам страны. С технической точки зрения это не так сложно. Вот только что делать с этой картой где-нибудь в местном сельпо? Да и госучреждениям необходима «пластиковая революция».
Даже в столице среди крупных гипермаркетов есть сети, игнорирующие карты или принимающие лишь пластик «избранных» банков, с которыми есть эксклюзивный договор, предполагающий нерыночные тарифы на эквайринг.
Проект социальной карты, естественно, не обойдется без крупных инвестиций. Было бы разумно начать инвестировать – на государственном уровне – в инфраструктуру. Причем поддерживать и стимулировать, а не пытаться навязать pos-терминалы насильственным путем: некоторое время назад депутаты Госдумы выступали с весьма спорной инициативой, предлагая обязать торговые точки, оборот которых достигает некоего размера, принимать карты к оплате.
Комментарии
жаль вид красноярска на банкнотах перестанет нас радовать.
мда вот они там прибыль итак мешками выгребают а тут еще десятки))