Несмотря на экономические проблемы, объемы потребления кофе остались на уровне прошлого года. Как выяснили «Известия в Украине», это произошло потому, что кофе, наряду с водкой и конфетами, продукт антикризисный.


футболки на заказ


Что кризис, что засуха


Как рассказывает национальный координатор Европейской кофейной ассоциации Сергей Реминный, в середине нынешнего десятилетия уровень потребления кофе на Украине резко увеличился. Если в начале 2000-х среднестатистический гражданин страны выпивал в год полкило бодрящего напитка, то в 2004-м — почти килограмм. Далее показатель стал приближаться к отметке 1,5 кг на человека.


«Если бы не кризис, то сейчас мы выпивали бы кофе в среднем 2 кг в год на человека. В прошлом году оборот рынка кофе на Украине составил около $650 млн, потребление — более 63 тыс. тонн. В этом году роста не будет, но и потребление не упадет. Я сам думал: в чем парадокс — кризис все-таки... У меня знакомый на «Рошене» работает, говорит: странно, сладкого стали покупать даже больше, чем раньше. А что — антидепрессант! Как и водка... Кофе тоже относится к их числу», — улыбается Сергей Реминный.


По данным Международной кофейной организации, мировое производство кофе в 2008 году составило 128,8 млн мешков (так исторически сложилось, что кофе меряют 60-килограммоыми мешками).


«В начале 2009-го Международная кофейная организация прогнозировала на этот год производство 127,5 млн мешков, летом подкорректировала цифру до 125. То есть на производство кофе, а значит, и потребление, кризис повлиял так же, как, например, засуха в одной из стран-производителей», — говорит Реминный.


Стоимость кофе на мировом рынке также выросла незначительно. Арабика (сорт с более тонким вкусом и ароматом, составляет около 57% всего производимого кофе) подорожала по сравнению с прошлым годом на 2,5%, до $3000 за тонну. Робуста (более крепкий сорт, в нем в два раза больше кофеина) поднялась в цене на 1% и стоит около $2270 за тонну.


Сегментация рынка


На Украине 85% потребляемого кофе — растворимый, 15% —натуральный. Специалисты, кстати, избегают слова «натуральный» (ведь получается, что растворимый — ненатуральный) и оперируют термином speciality. В свою очередь он делится на молотый (80% всего потребления) и кофе в зернах (20%). Кстати, кофейные предпочтения свидетельствуют об уровне развития страны. Так, в африканских странах, где выращивают продукт, уровень потребления кофе instant (растворимого) доходит до 99%. Впрочем, по словам Сергея Реминного, растворимый кофе изобрели не только для у дешевления продукта, но и для удобства. И некоторые сорта растворимого кофе попадают в среднеценовой сегмент: 18—20 — 40—50 грн за 250-граммовую упаковку.


Как и во всем мире, в нашей стране существуют два основных сегмента потребления кофе. Первый, около 70% рынка — ритейл, то есть продажи напитка в магазинах для дальнейшего домашнего потребления. Здесь львиная доля продукта приходится на растворимый кофе, на 80% представленный крупнейшими транснациональными корпорациями.


Второй главный сегмент рынка кофе, 25—30%, специалисты называют по-заграничному — HoReCa (hotel, restoran, cafe). То есть это кофе, который клиент потребляет не на собственной кухне, а в публичных местах. Здесь львиную долю составляет кофе speciality. Еще есть так называемое «офисное потребление», 2—3% рынка, а также специальные кофейные автоматы, продажи в которых — менее одного процента.


Что касается потребления кофе по регионам Украины, то бытующее мнение, что на западе страны, тяготеющей к европейской культуре, кофе пьют больше, чем на востоке, испытывающем сильное влияние российских традиций (в данном случае — чайных), совершенно справедливо.


«Если средний показатель по стране — 1,5 кг на человека, то в восточных регионах он составляет 1 кг. А на западе Украины, где традиции потребления кофе не прерывались царизмом — 2 кг. Самый высокий показатель потребления кофе, 2,5—3 кг на человека, в Ужгороде. Кстати, сейчас идет «выравнивание» потребления: западные регионы в целом беднее, и если, например, Львов в отношении к кофе стабилен, то Харьков и Донецк прогрессируют», — говорит координатор на Украине Европейской кофейной ассоциации Сергей Реминный.


Без особых потерь


Кризис, ударивший по платежеспособности населения, естественно, отразился на рынке кофе. Но речь в данном случае идет о том, что в некоторых компаниях, работающих в ресторанном сегменте, ожидаемые прибыли оказались не столь велики, как раньше. По данным финансово-аналитической компании Pro-Consulting, в 2008 году кофейные рестораторы выручили около $175—180 млн, а в этом году, по прогнозам, доход сократится вдвое.


«Посещаемость ресторанов упала до 30% по сравнению с прошлым годом. Ежегодно в конце лета — начале осени продажи натурального кофе увеличиваются на 15—20%, а в этом году мы такого сезонного роста не увидели», — говорит директор «Кофе-Трейд» Александр Пылаев. По его словам, компании, работающие на рынке, увеличивают стоимость чашечки кофе незначительно или даже оставляют ее на прежнем уровне, уменьшая рентабельность за счет ранее накопленных резервов. Как рассказали «Известиям в Украине» в компании «Дабл Кофе Украина», посещаемость их кофеен по сравнению с прошлым годом не снизилась: «Кофе все равно пьют. Это вселяет оптимизм. Выпил чашечку кофе — хорошо. А осознал, что в условиях кризиса все-таки хватило денег на кофе, — вдвойне хорошо».


«На мой взгляд, в целом потребление в сегменте HoReCa не упало. Все зависит от того, как вести бизнес. Человек пришел в кафе, он, может, и не пообедает — денег не хватает, но за чашечкой кофе все равно посидит. Тут для него важен социальный фактор», — считает директор компании «Иония» Константин Проценко. По его словам, в его компании снижение по ритейлу составило 30% по сравнению с прошлым годом, но это была не проблема потребления, а вопрос технологии продаж.


«Перестал отгружать без предоплаты — расстался с половиной магазинов, с которыми работал. А вот в сегменте HoReCa, как ни странно, у меня выросли продажи и в деньгах — 70%, и в килограммах — 40%», — констатирует Константин Проценко.


В сегменте ритейла тоже все достаточно оптимистично. «Из-за кризиса у нас на 12% упал среднеценовой сегмент, но в целом в первом полугодии объем продаж кофе увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 26% и составил 441 млн гривен», — рассказывает «Известиям в Украине» директор по корпоративным связям Nestle на Украине Геннадий Радченко.


Одним словом, может, у кого-то ожидаемая прибыль и стала меньше, но объемы потребления кофе на Украине не сократились. Ведь с кофе, да с коньяком, да еще с шоколадкой, любой кризис проходит веселей.


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии