Не кризисом единым мается нынче мир. На фоне глобальных проблем вроде всеобщего спада, инфляции доллара и краха крупнейших и старейших банков появилась еще одна существенная неприятность. Два основных безалкогольных напитка на планете — чай и кофе — становятся дефицитом. Эксперты грустно прогнозируют, что это приведет к беспрецедентному и глобальному снижению качества данных продуктов при одновременном росте цен на них…


Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, за последние 12 месяцев оптовые цены на чай выросли на мировом рынке на 35%. За всю биржевую историю торговли чаем его стоимость не поднималась до таких отметок — $3,63 за килограмм. Для сравнения: в декабре 2001 года эта цифра составляла $1,75.


Еще в начале лета рекордной отметки достигла и цена на кофе. Стоимость колумбийского кофе в Нью-Йорке превысила “планку” в $2,20 за фунт, что является максимумом за 12 лет. С апреля транснациональные оптовые компании начали поднимать цены на свою продукцию. Одним из первых это сделал американский пищевой гигант — компания “Крафт Фудз” (Kraft Foods Inc.), которая владеет брэндом Maxwell House: она подняла отпускные цены почти на 19%.


В то же время биржевая стоимость кофе сортов “арабика” с поставкой в сентябре несколько снизилась. Еще недавно она составляла $1,234 за фунт. По мнению российских экспертов, кофейная индустрия идет по пути подмены. Чтобы удержать цены от слишком высокого взлета, оптовики рассматривают возможность восполнить уже проявившийся дефицит мытой “арабики” менее “козырными” сортами — немытой “арабикой” и “робустой”, запасы которых сейчас достаточны.


В любом случае, уверены профессионалы, проблемы с запасами и ценами могут возникнуть только в конце 2009-го или в начале 2010 года, так как российские компании имеют долгосрочные контракты на поставку кофе и чая.


Украинские компании цены уже подняли: с сентября прошлого года они выросли на 25—30% и в ближайший месяц увеличатся еще примерно на 10—15%. Но главная опасность заключается в том, что, опасаясь снижения объемов сбыта качественного чая, отечественные фасовщики пойдут по пути коллег из кофейной индустрии: начнут подмешивать более низкосортные сорта в упаковки с качественным. Или другими аналогичными способами удешевлять товар.


Что же все-таки происходит на чайно-кофейном рынке мира? Причин несколько, причем как объективных, так и субъективных. Во-первых, в нынешнем году негативную роль сыграли капризы погоды. Впервые за многие десятилетия практически на все крупнейшие страны — экспортеры чая обрушилась небывалая засуха. Плантации Индии, Кении и Шри-Ланки, по сути, выгорели.


Официальные данные падения производства вроде бы не угрожающие. Кения, которая является на сегодняшний день крупнейшим мировым экспортером чая, снизила объемы производства на 7%. В Индии падение урожая более значительное — 9% за аналогичный период.


Впрочем, надо отметить, что это данные приблизительные и промежуточные. На самом деле падение, полагают эксперты, значительно больше и по итогам года может достигнуть 15%. При этом мировой спрос на чай продолжает расти. Так, в минувшем году объемы его потребления в мире увеличились на 4,8%. Поэтому, как считают специалисты, во втором полугодии следует ожидать резкого роста розничных цен на чай.


К тому же мировой рынок чая, в отличие от рынка кофе, не имеет форвардных контрактов, и операции на нем осуществляются с немедленной поставкой. В результате цены на чай подвержены более сильным колебаниям, нежели на другие виды продовольственных товаров.


Кроме природных факторов на ситуации с чаем отражается и “драма в Дарджилинге” на северо-востоке Индии. “Дарджилинг” нередко называют “чайным шампанским”. Он традиционно ценится выше прочих черных сортов, особенно в Великобритании и бывших британских колониях, и считается самым лучшим чаем в мире.


В отличие от большинства других черных чаев именно “Дарджилинг” продается с очень подробной маркировкой, где указано место выращивания вплоть до конкретной плантации, дата сбора урожая. Аналогично дорогим винам.


Но уже продолжительное время сбор чая на всемирно известных плантациях в Дарджилинге прекращен. Сначала — из-за акции протеста местных сепаратистов. На несколько недель жизнь в регионе была остановлена: не работали госучреждения, предприятия, общественный транспорт. Соответственно, бастовали и сборщики чая, вызывая панику специалистов. Особенности “Дарджилинга” таковы, что, если листья не будут вовремя собраны и продолжат расти, качество чая с каждым днем будет ухудшаться.


Но когда политический накал вроде бы спал, произошла новая беда. На прошлой неделе центр индийского чаеводства оказался отрезанным от внешнего мира в результате оползней, вызванных продолжительными ливнями. Завалы из камней и грунта заблокировали движение по национальной магистрали, которая ведет в этот высокогорный регион. Эксперты всерьез заговорили о риске полной утраты уникальных плантаций.


Относительно кофе ситуация менее тревожна, хотя, по данным министерства сельского хозяйства США, переходящие складские запасы кофе в мире в сезоне 2009—2010 годов сократятся до 30-летнего минимума и могут составить лишь порядка 35,3 млн. стандартных 60-килограммовых мешков.


По оценкам тех же американских экспертов, мировое производство кофе в сезоне 2009—2010 годов может уменьшиться по сравнению с предыдущим сезоном на 5,5% — с 134,8 млн. мешков до 127,4 млн. При этом потребление практически не изменится и составит 132,2 млн. мешков против 132,4 млн. в предыдущем сезоне, что станет главной причиной сокращения его переходящих складских запасов примерно на 12%.


Дисбаланс в производстве кофе связан в первую очередь с вегетативным циклом кофейных деревьев в Бразилии, происходящим каждые два года, в связи с чем количество плодоносящих растений может заметно уменьшиться. Кроме того, во Вьетнаме зафиксировали чересчур раннее цветение кофейных деревьев, а это также снизит запланированный урожай. Наконец, как и в чайном секторе, здесь не обошлось без забастовки. Отказались работать колумбийские “сотрясатели” деревьев и сборщики зерен. И это окончательно покачнуло рынок.


Впрочем, специалисты уже отыскали “спасительный круг”: им должна стать Ангола, которая на исходе колониальной эпохи (т. е. всего 40 лет назад) входила в первую четверку поставщиков кофе на мировой рынок. 30 лет гражданской войны и разрухи почти полностью уничтожили ангольскую экономику. Но возникший в этом году дефицит кофе в мире и опасность его увеличения в ближайшем будущем привели к тому, что транснациональные компании решили вложить деньги в ангольскую “робусту”. Первый хороший урожай будет получен уже в этом году…


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии