Изначально дорогой и экзотический продукт был востребован в узких аристократических кругах русского общества и в дворянской среде. Чаепитие проводилось в британском стиле (фарфоровая посуда, сливки или молоко, как правило, отдельно от приема пищи). Сложилась также и купеческая чайная субкультура, непременными атрибутами которой были самовар, варенье, сладости и выпечка. Чаепитие, в данном случае, символизировало успех и достаток хозяина (как правило, представителя купеческого сословия). Скорее всего, использование лимона, дорогого заморского фрукта, при заварке чая является изобретением данной субкультуры. С открытием Транссибирской железнодорожной магистрали и Суэцкого канала расходы на транспортировку чая сократились, цена на чай снизилась, он стал доступен более широким слоям населения России. Мещанская и пролетарская чайная субкультура окончательно сформировалась в этот период. Характерным признаком ее является привычка «женить» чай, т.е. разбавить заварку в целях экономии кипятком. Характерно также и то, что чай был чисто городским напитком. Царское правительство не поддерживало развитие чайного производства в России, видимо в виду того, что налоговые сборы (чайная пошлина) при ввозе чая составляли значительную часть поступлений в казну.


В итоге разведение чайных плантаций стало уделом энтузиастов и меценатов. Чайный вопрос для большевистского правительства был вопросом государственной важности и не случайно одним из первых его декретов стал декрет о чае. Благодаря усилиям советского правительства по развитию чайной промышленности, разведению чайных плантаций в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае, пропаганде чайной культуры, к концу 60-х ,70-х годов 20-го века СССР вошел в ряд мировых производителей чая, а сам чай стал любимым и повседневным напитком во всех уголках необъятной страны. Он удовлетворял своим разнообразием вкусы всех народов, населявших СССР, а его оздоровительные и профилактические свойства были общепризнаны. Чай стал своего рода национальным продуктом, атрибутом нашей культуры. С развалом Советского союза Россия лишилась основной части чайных плантаций, в результате основным источником поступления чайного продукта стал импорт.


Чайные производства, а также компании, занимающиеся импортом чая, чтобы как то выжить в лихие 90-е, стали закупать наиболее дешевое сырье, расфасовывая его под известными брендами или создавая свои. При этом цена чая и его качество не всегда соответствовали друг другу. Качество чая резко упало и перестало удовлетворять запросам любителей чая, каковых немало в нашей стране. Но свято место пусто не бывает. Любители эзотерики, «даосских» практик, оздоровительных китайских методик, где хороший чай является необходимым атрибутом, просто любители чая, профессионалы в области культуры Китая, а также торговые компании, ведущие бизнес с Китаем, вновь открыли для нас китайский чай. Новое — хорошо забытое старое. Необычное разнообразие, целый букет натуральных изысканных ароматов и вкусов восхитили неизбалованных российских любителей чая. Тема оказалась очень интересной для бизнеса, и вскоре стали одна за другой появляться оптовые компании, торгующие китайским, а так же расфасованным в Индии и Шри-Ланке чаем. Именно они в данный момент удовлетворяют спрос на чай сегмента премиум. Вот что сейчас наблюдается на нашем чайном рынке, отсюда и чайный бум.


Если отбросить эзотерическую и «даосскую» шелуху, да простят нас их почитатели, то в сухом остатке останется то, что необходимо для почитателя русской чайной культуры — свежий чай, обладающий ярко выраженными оздоровительными свойствами. Стоит ли перечислят основные функции такового чая? Это профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (бича современного общества), заболеваний органов дыхания, печени и пищеварительного тракта, антибактериальные, дезинфицирующие, противоядные и антитоксические свойства. Это кладовая витаминов, полезных и даже жизненно необходимых для иммунной системы организма элементов и т.д. Мало известен тот факт, что постоянное употребление свежего хорошего чая предотвращает привыкание к курению и алкоголю. Безопасные для организма человека, мягко стимулирующие и релаксирующие свойства высококлассных улунов весьма ценимы в Китае и будут крайне полезны для современного россиянина, почти постоянно находящегося в стрессовой ситуации, а для многих молодых людей даст альтернативу пиву, истощающим нервную систему энергетическим напиткам (явно не полезным) и предотвратит путь к наркотику. На наш взгляд, пропаганда чайной культуры является мощным рычагом воздействия на массовое сознание и одним из важных звеньев в программе оздоровления нации. Это вопрос государственной важности, как видим, не только для бывшего советского, но и современного нашего правительства.


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии