Засухи, наводнения, эпидемии, и вообще весь процесс глобальных климатических изменений грозит уничтожить источник нашего утреннего кофеина. Корреспондент задался вопросом: какая судьба ожидает кофе?
Когда мы читаем газеты, попивая утренний латте или эспрессо, глобальные климатические изменения порой кажутся нам какой-то очень далекой и туманной угрозой. Но если отъехать на несколько тысяч километров — туда, где выращивают кофейные деревья, — то ситуация видится совсем иначе.
Взять, к примеру, кофейных фермеров из штата Чьяпас в Мексике, с которыми недавно общалась исследовательница Элиза Фрэнк из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Они говорят, что раньше не наблюдали столь обильных ливней, затапливающих кофейные плантации.
«Когда мы были детьми, дождей было меньше, — рассказал один из фермеров. — Сейчас деревья родят хуже. Листва и ягоды опадают из-за влажности».
В районах, где климат был раньше стабильным и мягким, теперь наблюдаются перепады температур: холод мешает деревьям расти, а жара высушивает кофейные ягоды до того, как они созревают для сбора.
Случаются ураганы и оползни, иногда целые плантации оказываются погребенными под селем. «Погода очень странная. Случаются какие-то непонятные вещи, которых мы раньше не видели», — подытоживает один фермер.
Дефицит кофе?
Проблемы эти вовсе не ограничиваются Мексикой. Фермеры по всей Южной Америке, Азии и Африке наблюдают, как чахнут их кофейные деревья: в результате глобального потепления они страдают от засух, наводнений и нашествий вредителей.
Последствия этих неприятностей могут вскоре проявиться и вашей местной кофейне. Сейчас в мире ежедневно выпивается два миллиарда чашек кофе. Как добиться того, чтобы его поставки были бесперебойными, не зависящимися от плохой погоды и урожаев?
И не получится ли так, что кофе окажется в дефиците, если фермеры не будут поспевать за спросом?
Одни наблюдатели считают, что все наши попытки бороться с этим трудностями могут лишь привести к дальнейшим экологическим проблемам. Другие полагают, что единственный приемлемый выход — сменить привычный нам сорт кофе.
Как бы то ни было, лучше наслаждаться вкусом свежего эспрессо сейчас, пока есть такая возможность: не исключено, что дни кофе, каким мы его знаем, могут быть сочтены.
Проблема во многом заключается в изысканности нашего вкуса. Есть два коммерческих сорта кофе: более ароматная арабика и более крепкая и горькая робуста.
Арабика, благодаря своему тонкому аромату, намного популярнее: примерно 70% выпиваемого в мире кофе приходится на нее.
За богатый букет, столь любимый кофеманами, арабике приходится платить недостатком физической выносливости: этот сорт куда более чувствителен к условиям выращивания, чем робуста.
В рубрике BBC Magazine недавно было опубликован большой материал на эту тему, в котором, в частности, объяснялось, что почти все деревья арабики, используемые в коммерческом производстве кофе, изначально были выведены из очень небольшого количества саженцев, взятых из горных районов Эфиопии — поэтому наборы генов у всех этих растений очень схожи, что делает их плохо адаптируемыми и особенно уязвимыми к изменениям климата.
Эти деревья лучше всего растут в очень узком диапазоне умеренных температур (примерно от 18 до 22 градусов по Цельсию) и нуждаются в регулярных, но не слишком обильных дождях.
«Им требуется особенный климат, который существует лишь в некоторых определенных районах мира», — говорит Кристиан Бунн из Берлинского университета имени Гумбольдта.
Этим кофе сильно отличается от других сельскохозяйственных культур, например, от кукурузы, которую на протяжении многих тысячелетий целенаправленно подвергали селекции с целью повышения ее устойчивости к разным условиям произрастания.
Но нежные деревья арабики не могут справиться с новой, непредсказуемой погодой, вызванной глобальным потеплением. К примеру, в Мексике растущие температуры, похоже, вызывают более сильные дожди, не позволяющие деревьям завязать плоды.
«Кофейный куст цветет всего 48 часов, поэтому если в период цветения, к примеру, проходит сильная гроза, то пропадает весь урожай», — поясняет Айнхоа Маграч из Института земных экосистем в швейцарском Цюрихе.
В других районах мира существует прямо противоположная проблема: засуха.
Благотворительная организация Oxfam провела опрос производителей кофе в горах Рувензори в Уганде, и те рассказали, что в жаркие и сухие сезоны цветки осыпаются с кофейных деревьев, не успев превратиться в ягоды. И даже когда появляются плоды, они урождаются маленькими и сморщенными.
К тому же в жарком климате хорошо размножаются враги кофейного дерева — минирующие мушки, кофейные жуки, мучнистые червецы и грибы-возбудители листовой ржавчины. Все они наносят вред урожаям.
В результате недавней эпидемии листовой ржавчины в 2013 году в Центральной Америке урожай упал на 20% — и с дальнейшим потеплением такие случаи могут учащаться.
Подсчитать возможные убытки в долгосрочной перспективе непросто — одиночные события порой трудно отличить от устойчивых тенденций. Тем не менее, рассматривая статистику по выращиванию кофе в Танзании с 1960-х годов, одна группа ученых обнаружила, что с пикового значения в 500 килограммов с гектара урожаи снизились до нынешних 300 килограммов.
Немаловажно здесь то, что падение урожаев, похоже, четко совпадает с постепенным повышением средних температур примерно на 0,3 градуса в десятилетие и с соответствующим снижением уровня осадков.
Картина на будущее таким образом рисуется нерадужная. На основании последних данных по темпам мировых климатических изменений Кристиан Бунн прогнозирует, что площади, пригодные для выращивания арабики, к 2050 году могут сократиться наполовину.
Причем сильно пострадают регионы с давними традициями выращивания кофе: Вьетнам, Индия и большая часть Центральной Америки.
Последствия будут серьезными как для фермеров, так и для любителей кофе. Для своей кандидатской диссертации Бунн подсчитал, что к 2050 году цены на кофе могут вырасти примерно на четверть, сделав его менее доступным для широких масс напитком.
По словам специалиста, такое удорожание будет еще более заметно на фоне других сельскохозяйственных культур, себестоимость которых падает по мере совершенствования технологий их возделывания и роста урожаев.
Если принять это во внимание, то можно предположить, заявляет Бунн, что кофе окажется вполовину дороже, чем он мог бы быть без учета влияния глобальных климатических изменений.
Но доходы фермеров при этом вряд ли вырастут. После нескольких лет неразберихи многие из них вполне могут переключиться на выращивание более предсказуемых культур.
«Когда мы показываем производителям кофе результаты наших исследований, нам говорят, что все верно: люди в низинных районах Центральной Америки уже бросают его выращивать, — отмечат Бунн. — Все переходят на каучуковые деревья».
Но потенциальные прибыли наверняка привлекут к производству кофе новых предпринимателей — что может сильно ударить по экосистеме планеты.
Маграч недавно нанесла на карту мира районы, подходящие для выращивания арабики, и сопоставила их с зонами, представляющими природоохранный интерес.
При наихудшем развитии событий, считает она, для удовлетворения спроса придется уничтожить 2,2 миллиона гектаров тропических лесов (что по площади сравнимо, например, с Орловской областью России — Ред.]. А это приведет к существенному уменьшению их биологического разнообразия.
Возможно, есть более приемлемые решения. Более устойчивый кофейный сорт робуста лучше перенесет климатические перемены — по расчетам Маграч, повышающиеся температуры могут даже способствовать расширению подходящей для него среды обитания.
В таком случае от кофейного кризиса нас может спасти переход на этот сорт — если кофеманы будут готовы примириться с его горечью и меньшей изысканностью.
«Лесам это уж точно пойдет на пользу», — замечает Маграч. Она надеется, что производители в будущем начнут по крайней мере указывать на пачках кофе, из каких районов поставляются зерна, чтобы покупатель мог при желании отказаться от потребления кофе из регионов с хрупкой экосистемой.
Но некоторые специалисты надеются, что совершенствование методов выращивания кофе позволит сохранить урожаи.
Созданная в 2010 году инициативная группа «Кофе и климат» объединяет более десятка крупных производителей, позволяя им обмениваться опытом по противостоянию климатическим переменам.
К примеру, в качестве одного из вариантов предлагается прививать ростки арабики к корням деревьев робусты, получая таким образом устойчивый к засухе гибрид, сохраняющий нужный аромат.
Ведутся исследования и в области селекции — специалисты надеются вырастить сорт, объединяющий в себе лучшие качества робусты и арабики. «Над этим идет работа, но пока не известно, когда удастся получить эти новые сорта», — говорит Маграч.
От того, насколько быстро будет найден ответ на этот вопрос, зависит благополучие фермеров и других участников кофейной производственной цепочки — по одному из подсчетов, таких людей в мире по меньшей мере 25 миллионов.
Но пока фермерам приходится жить в неопределенности, как показывают опросы, проведенные в Мексике Элизой Фрэнк. А это далеко не самое приятное ощущение.
Многие из них слушают прогнозы погоды по телевизору и пытаются подготовиться к ливням, но в целом чувствуют себя игрушками в руках могучих природных сил, на которые они никак не способны влиять.
Некоторые фермеры теперь предпочитают вообще обходить эту тему стороной. «Мы очень мало говорим о климате, — признался один из них. — Мы понимаем, как обстоят дела — и поделать с этим ничего не можем».
Комментарии