Больницы, «Ракевет Исраэль» и аэропорты отбирают у кофейных сетей львиную долю прибыли, и это оплачивается из кармана потребителя. Гендиректор Минздрава дал указание аудитору министерства проверить вопрос.
Генеральный директор Министерства здравоохранения Израиля профессор Рони Гамзу распорядился провести аудиторскую проверку, чтобы узнать ценопроизводство в кафетериях больниц.
Больницы и больничные кассы выдвигают высокие требования к сетям уже во время тендера, требуя себе вплоть до половины получаемой прибыли. В результате, кофейни не могут понизить цены на кофе и сандвичи, даже если бы захотели.
В Минздраве сообщили, что «данный вопрос будет изучен, и среди прочего, будут проверены все структуры, не только правительственные учреждения».
Получается, что кофейни, работающие при больницах, стали еще одним источником дохода для больниц и больничных касс. Например, сеть «Кафе Кафе», чья кофейня находится в лобби тельавивской больницы «Ихилов», платит за возможность работать в этой точке свыше 100 тысяч шекелей в месяц. И это не учитывая оборот продаж, составляющий порядка 250 тысяч шекелей в месяц. Сеть платит 58 тысяч за возможность задействовать свой эспрессо-бар в больнице в Нагарии.
Интересно, что в эти суммы не входит оплата муниципального налога («арнона»), а также счета за воду и электричество. Арендная плата за точку составляет еще 6-12% от оборота. В результате, владельцы сетей признают, что при таких расходах заработки минимальные. А в больнице «Ихилов» порой приходится работать в минус.
И вот такой расклад: победители тендера в хайфской больнице «Кармель» передают 55% прибыли больнице, в «Бейт-Левинштейн» — 54%, «Бейлинсон» — 52%, «Ха-Шарон» – 50%, «Каплан» — 45%, «Сорока» — 44% от прибыли. Больничной кассе «Клалит» в кофейнях Северного округа перепадает 48% прибыли, в центре страны — уже 29%, на юге — 20%.
«Раньше при больницах были кафетерии, в которых тетеньки продавали черный турецкий кофе и засохшие пирожные, но это время ушло. Люди хотят получать другой продукт, а за это надо платить, — отмечает представитель одной из больниц, — Это же больница, а не компания, которая пришла заработать. Все полученные средства идут на реставрацию больничных корпусов».
На железнодорожных станциях тоже не все просто. Главным критерием отбора компании во время тендера является цена, предложенная сетью (80%) и лишь затем качество предоставляемых услуг (20%). В результате, чашечка кофе обходится покупателю в 12 шекелей.
Впрочем, и аэропорты неплохо зарабатывают на кафетериях на своей территории. В аэропорту «Сде Дов» сетевики должны выложить 690 тысяч шекелей в год, чтобы получить возможность открыть там свою точку. В результате, потребитель платит 12-16 шекелей за чашечку «капучино». В старом терминале «Бен-Гуриона» открыть кофейню стоит 1,5 миллиона шекелей в год, а в третьем терминале – аж 10 миллионов шекелей в год. Отсюда цена кофе – 13-18 шекелей.
Из больниц и больничных касс передают, что у покупателей кофе всегда есть альтернатива приобрести его за пределами больничной территории, либо воспользоваться кофейными аппаратами.
Комментарии