В Центре обучения и исследования тропического земледелия в Турриальбе на Коста-Рике вы можете прикоснуться к истории кофе, а если оптимисты добьются своего, то и к части его будущего. Здесь, на площади в 25 акров растут кофейные деревья, которые возвращают вас к истокам кофе.


«История начинается в Восточной Африке», — говорит Eduardo Somarriba, исследователь в CATIE, проходя мимо длинных рядов маленьких кофейных деревьев.


Эти деревья поступили непосредственно из лесов, идентифицированы по номерам, а их происхождение отмечено в каталоге. Carlos Cordero, другие ученый отсюда, выбирает наугад одно дерево и осматривает его. Отмечено, что семя, из которого выросло это дерево, приехало с возвышенностей Эфиопии, неподалеку от города Джимма. Ученые из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization of the United Nations Organisation — прим. FacePla.net) собрали эти семена и привезли в CATIE в июне 1965.


Это дерево из числа наиболее часто выращиваемых видов кофе – Coffea arabica. Но рядышком CATIE выращивает образцы других видов – Coffea canephora, называемые кофе робуста.


Деревья robusta крупнее. Они также более морозостойкие, чем arabica. Эти деревья в изобилии растут во Вьетнаме и некоторых частях Африки, обычно на меньших высотах, нежели деревья arabica. Но кофе робуста обладает горьким привкусом, и некоторые кофе-пуристы смотрят на него свысока.


Коллекция CATIE похожа на ботанический сейф для ценностей, хранящий кусочек древнего и дикого африканского прошлого кофе. Семена собраны из мест, где эти деревья росли с доисторических времен, развивая целый спектр различных генетичесикх форм.


Вы не найдете такого разнообразия в большей части мира. Современное производство кофе основано лишь на его крошечной доле. На протяжении многих веков люди отбирали несколько предпочтительных кофейных деревьев для своего использования. Арабы-торговцы привезли их из Африки на Средний Восток. В 1700х европейцы доставили две специфические генетические разновидности Coffea arabica в Латинскую Америку.


«У нас есть Bourbon и линия Typica, а также комбинация этих двух разновидностей», — говорит Somarriba. Эти два сорта деревьев – только два — являются предками большей части выращиваемого кофе в Латинской Америке и даже в мире.


В действительности на этом маленьком поле в CATIE имеется гораздо большее генетическое разнообразие, нежели на всех кофейных плантациях Центральной и Южной Америки. И это проблема.


Это генетическое однообразие возделываемого кофе делает индустрию более подверженной потрясениям типа изменяющегося климата и болезней. Индустрия положила все свои яйца, образно говоря, в одну генетическую корзину.


Прямо сейчас, например, одно заболевание опустошает кофейные плантации в Центральной Америке и в некоторых частях Южной Америки. Это листовая ржавчина. Несколько стран, включая Коста-Рику и Гватемалу, объявили ситуацию чрезвычайной. Миллионы фермеров ищут ответы.


Один из возможных ответов включает выведение новых сортов кофе, способных дать отпор болезни. Несколько таких сортов существует, и увеличивающееся число фермеров на них переходят. К примеру, Catimor – сорт, устойчивый к листовой ржавчине. Но он не является превосходным решением. Кое-кто даже говорит, что это может стать крахом кофе. Дело в том, что один из предков данного сорта – из вида robusta, и вы можете ощутить в бобах его горечь.


Исследователи надеются создать что-нибудь получше: растение, столь же крепкое, как Catimor, и с приятными бобами – на любой вкус.


Возможно, то, что им нужно для борьбы с листовой ржавчиной или для адаптации к изменению климата – это гены, спрятанные в коллекциях кофейных деревьев в CATIE.


Также вероятно, по мнению Somarriba, что генетические решения могут быть найдены в лесах Африки, где растет дикий кофе. «Мы действительно должны вернуться в леса, собрать то, что растет в дикой природе, принести это в науку, чтобы сохранить генетическую изменчивость», — считает ученый.


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии