Цена кофе за год подскочила более чем на треть, поэтому люди покупают его в основном на дешевых распродажах. Существует слабая надежда, что цены на кофе на мировом рынке несколько снизятся, поскольку Бразилия рассчитывает собрать рекордный урожай.
«Цены на кофе все-таки очень здорово подскочили! — сетует работающая медсестрой Сирли Хийемяэ, делая особый акцент на слове «очень». — Если я где-то вижу льготную цену, то сразу покупаю побольше».
Сирли гипотоник — у нее пониженное кровяное давление. «Поэтому я могу пить много кофе. Во время беременности он был единственным напитком, который был мне по вкусу», — вспоминает Хийемяэ. Ее сыновья-двойняшки по утрам тоже выпивают немного кофе с молоком и сахаром.
Колебания цен на рынке
Поскольку расход кофе в семье большой, женщина пользуется преимуществом распродаж. Она говорит, что во время льготных кампаний покупает сразу по три пачки кофе любой марки, кроме Luxus. «Это не тот сорт, который подходит для нашей воды, у него появляется горелый привкус», — поясняет Хийемяэ.
Исполнительный директор Paulig Coffe Тамбет Хоок сообщил, что, по словам розничных торговцев, 70-80% кофе реализуется в ходе льготных распродаж, по магазинным ценам люди покупают кофе крайне редко.
«Разве вы не заметили, что цена на кофе уже упала?» — спрашивает Хоок в ответ на вопрос Postimees о том, когда же снижение мировой цены на кофе достигнет наших магазинов.
По его словам, в последнее время стоимость кофе для потребителей понизилась за счет многочисленных льготных кампаний. Если обычная магазинная цена 500-граммовой пачки Paulig President составляет 5,20-5,30 евро, то средняя цена реализации в ноябре (по данным AC Nielsen) была 4,10 евро.
Хоок пояснил, что производители имеют возможность проводить такие кампании благодаря тому, что цены на сырье в последнее время снижаются.
В прошлом году именно кофе вызвал самый большой покупательский бум. В ноябре в СМИ была распространена видеозапись, изображавшей, как потерявшие самоконтроль покупатели заполонили улицу около тартуского торгового центра Prisma, в котором продавался кофе по цене 2,59 евро за упаковку.
Во второй половине 2010 года стоимость кофе стала резко расти, достигнув к маю 2011-го самого высокого уровня за последние 34 года. Главной причиной удорожания сырья стала финансовая политика Центробанка США, которую стало принято называть печатанием денег.
В Эстонии рост цен стимулировало также предстоящее вхождение в зону евро и экономический рост, который почти всегда способствует удорожанию. С лета прошлого года стоимость ароматного напитка начала постепенно снижаться.
Впрочем, с ценами на кофе ароматный напиток такая же история, как с моторным горючим: когда цены на мировом рынке повышаются, то розничные цены сразу же вырастают, а вот на снижение цен на мировом рынке продавцы реагировать не спешат — во всяком случае, так считают потребители.
Рекордный урожай
На протяжении всего прошлого года кофе оставался одним из наиболее существенно подорожавшим товаров, стоимость которого за год выросла до 50%. В декабре, по данным Департамента статистики, кофе стоил на 37% больше, чем годом ранее.
За последние недели цены на кофе у нас стали вновь повышаться. Стоимость сырья хотя и остается стабильной и даже имеет тенденцию к снижению, но поскольку торговля кофе осуществляется в долларах, в результате усиления валюты США давление в сторону удорожания немного усилилось.
Однако в последующие месяцы кофе все-таки может подешеветь, поскольку крупнейший производитель кофе Бразилия в нынешнем году планирует собрать рекордный урожай, отметило в начале минувшей недели информационное агентство Bloomberg.
Если в прошлом году на плантациях ведущей кофейной державы было произведено 43,5 миллиона 60-килограммовых мешков, то в нынешнем году предполагаемый урожай оценивается в 49-52 миллиона мешков. До сих пор самый крупный урожай — 48,5 миллиона мешков — был собран в Бразилии в 2002 году. Сезон сбора кофе начинается в мае.
Если поставщиков сахара — этот продукт подорожал за год больше всего — в Эстонии два, то кофе импортируют 20-30 фирм. «Поставщики конкурируют друг с другом. Если бы и в мире была острая конкуренция, цены были бы ниже», — сказал менеджер по продажам Meira Eesti OÜ Яанус Верник.
«Импортеров, конечно, немало, но различия между ними значительны, — прокомментировал ситуацию на рынке кофе Тамбет Хоок из компании Paulig. — Есть мелкие фирмы, которые поставляют 50 килограммов в месяц, а есть и крупные предприятия, которые продают 150-200 тонн в месяц».
Согласно последним данным Nielsen, предприятию Paulig принадлежит свыше 40% местного рынка.
Комментарии