Уже более 15 веков к чаю в Азии относятся с почтением. Торжественные чаепития стали национальным достоянием и духовной практикой для жителей многих стран. В этом материале мы расскажем, как проводят эти ритуалы в Японии — стране, чья церемониальная чайная культура стала признанным эталоном. Разобраться в этой непростой теме нам помог Денис Шумаков — чайный эксперт и главный судья Tea Masters Cup в 2014–2017 годах.Классическая чайная церемония в Японии существует около 500 лет. С ней тесно связаны многие традиционные направления японской культуры: керамика, ландшафтный дизайн, каллиграфия, этикет. Все это позволяет рассматривать японский способ приготовления чая — тяною, или тядо, — как концентрацию японской культуры.Откуда чай попал в Страну восходящего солнца и как зарождались чайные ритуалы — расскажем далее.
История чая в Японии
Существуют различные версии, однако все они сходятся на том, что обычай пить чай появился в Японии не раньше 8–9 века, во время периодов Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Чай в Японию привезли из Китая буддийские монахи. По легенде один из них лично приготовил чай для императора Сага. Напиток понравился, поэтому правитель приказал развести чайные плантации и в Японии. Считается, что первый приход чая в Японию не получил развития: после смерти императора Сага интерес к напитку постепенно угас.
Второй раз чай в Японию попал в 1191 году также из Китая. Его снова привезли буддийские монахи, от которых привычку пить чай постепенно переняла военная знать и аристократия. Из монастырского напитка чай быстро превратился в напиток светский. Его подавали на пирах и приемах, в моду вошли чайные турниры, тякаи, участники которых должны были угадать сорт чая по его вкусу.
Примерно к середине 15 века аристократическая культура Японии, в том числе и чайная, стала настолько противоестественно роскошной, что власти попытались ограничить ее. Например, запретом на употребление алкоголя и азартные игры во время тякая.
Вместе с этим в среде незнатных, но состоятельных горожан, самураев и монахов возник запрос на новый формат чаепитий — простой, демократичный, построенный на сдержанном общении или медитативном уединении. Именно в это время были заложены этические и эстетические основы того действа, которое мы сейчас знаем как классическую японскую чайную церемонию. О чайных мастерах, повлиявших на ее становление, расскажем далее.
Основы чайной церемонии: с 15 века до наших дней
Самое значительное влияние на формирование чайной церемонии оказали три выдающихся личности: Мурата Дзюко, Такэно Дзёо, Сен-но Рикю.
Мурата Дзюко долгое время был буддийским священником. Под его влиянием в основу японской чайной церемонии легли эстетические идеи дзен-буддизма. Сосредоточенность, внимание к деталям, понимание естественной красоты, умение видеть совершенство в несовершенстве — эти концепции глубоко проникли в традицию чайной церемонии, и через несколько веков стало возможным говорить о единстве дзен и чая.
Идеи Мураты продолжил развивать Такэно Дзёо. Он максимально упростил чайную церемонию. В комнате, где проводились ритуалы, заменил оклеенные бумагой стены на неотделанные, глиняные. Использовал в интерьере решетки из бамбука вместо ценных пород дерева. Отдавал предпочтение простой посуде. В результате Такэно убрал из чайной церемонии дорогостоящие атрибуты, которые отвлекали от сути ритуала.
До признанного совершенства эстетику и этику японской чайной церемонии довел ученик Дзёо — Сен-но Рикю. Рикю стремился к единству человека и природы. Это отразилось в предложенном им варианте устройства чайной хижины и тропинки к ней. Его новый способ проведения чайной церемонии был основан на семи правилах, призванных сделать чаепитие простым и удобным.
Заварить достаточно чая.
Разложить уголь так, чтобы вода кипела как следует.
Позаботиться о прохладе летом и о тепле зимой.
Расставить цветы, как будто они все еще растут в поле.
Приготовиться заранее.
Заготовить все, что нужно на случай дождя.
Сосредоточить свое внимание на гостях.
Судьба Рикю сложилась трагически: он покончил жизнь ритуальным самоубийством. По романтической версии — из-за несогласия с чайными запросами своего господина, Тоётоми Хидэёси. По политическим соображениям ему было необходимо демонстрировать роскошь и устраивать масштабные мероприятия, в том числе и чаепития. «История не рассудила чайного мастера и правителя — первый оставил после себя философию чайной церемонии, второй — объединенную Японию. О том, что важнее, можно спорить бесконечно», — отмечает Денис Шумаков.
Философия классической японской чайной церемонии основана на четырех принципах — «Ва», «Кэй», «Сэй» и «Дзяку», которые переводятся как «Гармония», «Уважение», «Чистота» и «Спокойствие». Эти принципы остаются неизменными вот уже почти пять веков. Их хранят и японские чайные школы, и японские чайные мастера.
Среди современных школ чайного искусства самыми известными являются Мусякодзи-сэнкэ, Урасэнкэ и Омотэсэнкэ Фусинан. Они были основаны тремя потомками Сен-но Рикю, каждый из которых создал собственную школу чайной церемонии и добавил свои нюансы в процесс приготовления чая. Но философия и основополагающие моменты чаепития в разных школах сходятся. Об этом расскажем подробнее в следующем разделе.
Суть и нюансы японской чайной церемонии
Японская чайная церемония основана на принципах дзен-буддизма. Считается, что чай должен соответствовать времени, месту и поводу для проведения церемонии. Такая уместность чая позволяет участникам церемонии «поймать момент» и полностью осознать и разделить неповторимость мгновения.
Различают тякай, неформальные чаепития, и более официальные мероприятия — тядзи. На этих церемониях готовят напиток из порошкового чая маття. Менее распространена церемония сэнтядо, где подают листовой чай. Помимо этого, проводятся особые чайные церемонии, приуроченные к празднованию важных событий.
Зависимость церемонии от места, времени и повода имеет не только философское значение, но и вполне бытовое: в разных условиях японская чайная церемония проводится не одинаково. Мы расскажем лишь об усредненном варианте.
Церемонию необходимо наполнить удовольствием от смакования вкуса чая, а также красоты сада, вкуса угощений и мастерства хозяина при подборе цветочной композиции и подходящего случаю свитка с изречением.
Церемония подразумевает дегустацию двух разновидностей чайных напитков. Их готовят из порошкового зеленого чая маття, но в разных пропорциях. Для заваривания густого койтя требуется в три раза больше чайного порошка, чем для светлого усутя.
Японскую чайную церемонию обычно проводят в специальном помещении и с использованием особых приспособлений. О них мы расскажем далее.
Место и атрибутика для чайной церемонии
Чайную церемонию проводят в тясицу — специальных чайных домиках или комнатах, оборудованных внутри других помещений. Если есть возможность обустроить отдельный чайный домик, то вокруг него стараются разбить сад. С течением времени сады вокруг чайных домиков превратились в отдельное направление ландшафтного дизайна, и сейчас иногда их разбивают просто для красоты. Но даже в этом случае в саду обустраивают домик, к которому ведет дорожка родзи, обычно сложенная из камней. Рядом с домиком оборудуют емкость цукубаи с родниковой водой. Это может быть как небольшая деревянная бочка, так и каменный бассейн.
Комментарии