Кофейные аукционы — один из перспективных форматов продажи и покупки зеленого кофе. Несмотря на то, что за время существования подход к таким торгам претерпевал изменения, они остаются привлекательными как для закупщиков и импортеров, так и для фермеров.
Для импортеров кофейные аукционы — способ найти уникальные лоты, выгодно их купить, а затем реализовать. Например, именно благодаря организованным торгам мир узнал о знаменитой сегодня разновидности арабики — гейше. На конкурсе Best of Panama она покорила судей вкусовым профилем: нотами тропических фруктов, цветов и цитрусов. В 2021 году цена за 1 фунт гейши Nuguo Fermented с фермы Finca Nuguo превысила 2500 долларов.
В этой статье мы расскажем, когда появились первые аукционы, как изменился формат за это время и трансформировались его возможности и цели.
История кофейных аукционов
Впервые кофейные аукционы появились в 18 веке, когда кофе стали выращивать за пределами Йемена, на острове Ява. До этого в торгах не было смысла. Йемен был монополистом и просто диктовал цены на зерно для покупателей со всего мира.
О том, как проходили первые торги на Яве, написал Уильям Х. Юкерс в книге «Все о кофе»: «Шел 1711 год. Урожай кофе был 894 фунта, а победившая ставка — 23 цента за фунт». Для сравнения: в 18 веке эта сумма равнялась дневному заработку простого рабочего в Западной Европе.
К 1864 году аукционы в Европе стали регулярными. Их раз в месяц проводили голландцы как колонизаторы Йемена. Мероприятия были прибыльны для торговцев. Себестоимость зеленого зерна была тогда очень низкая, потому что в большинстве кофейных колоний использовали рабский труд.
Аукционы регулярно проходили и на Яве. Однако с одним участником — Голландской Ост-Индской компанией. Она покупала зерно у себя самой и так искусственно создавала дефицит. В результате кофе пользовался спросом, его постоянно не хватало.
Верфь и склады Голландской Ост-Индской компании в Амстердаме, 1726 год. © J. Mulder, wikipedia.org
Несправедливость аукционов того времени описал Эдуард Доуэс Деккер в антиколониальном романе «Кофейные аукционы голландской торговой компании». В книге автор разоблачает злоупотребление властью в Голландской Ост-Индии.
Аукционы поддерживали элитарность напитка в странах-потребителях. Фунт зеленого кофе на Амстердамской бирже стоил довольно дорого. Чтобы купить примерно 500 грамм, рабочему приходилось трудиться на фабрике целый день. Поэтому простые люди чаще всего не могли позволить себе этот напиток.
20-е столетие стало временем отказа от кофейных аукционов. Причин для этого было несколько:
Кофейная ржавчина практически уничтожила плантации на Яве и большей части юга Азии и Тихого океана.
Голландия (современные Нидерланды) потеряла статус кофейного монополиста. Производство и потребление кофе увеличилось в странах Северной и Южной Америки.
Выросла стоимость труда.
Из-за изменений местные аукционы стали невыгодны Голландской Ост-Индской торговой компании. Последние правительственные торги на Яве состоялись в июне 1905 года. Теперь функцию по контролю цен на зерно стала выполнять Нью-Йоркская биржа.
Доставка кофе стала более надежной, улучшились условия его хранения, выросли объемы производства и торговли. В странах-производителях стали появляться иностранные фирмы, которые занимались закупкой и экспортом зерна.
Однако публичные торги кофе не исчезли бесследно. Производители хотели сделать процесс более прозрачным и справедливым, поэтому они изменили формат мероприятия.
Как проходят аукционы сегодня
Сегодня страны-производители проводят аукционы в рамках переговоров фермеров с экспортерами. Также в них участвуют государственные и неправительственные организациями и другие заинтересованные лица. На этих мероприятиях фермеры и покупатели встречаются лично, посещают производства и каппинги.
Цель таких мероприятий — установить долгосрочные отношения производителей и экспортеров, выгодно продать и купить высококачественный кофе популярных и редких разновидностей. Поэтому современные аукционы играют важную роль в индустрии спешелти.
Торги помогают поддерживать здоровую конкуренцию на рынке кофе. Любое подобное мероприятие начинается с официальной оценки образца по системе SCA, и только после этого проходит аукцион. Это интересно как фермерам, так и покупателям. Первые стремятся сделать свой кофе более качественным, чтобы его оценили выше и продали дороже, вторые — ищут лучшие лоты и в борьбе за них предлагают самую высокую цену.
Если удается качественно организовать аукционы, честно оформить всю документацию и тщательно продумать экспортную логистику, мероприятие приносит пользу всем сторонам. Фермеры получают достойное вознаграждение за свой товар, а обжарщики и импортеры приобретают уникальные лоты, которые предлагают своим покупателям.
Однако возможность получить легкие деньги на аукционе иногда приводит к нежелательным последствиям. Например, к небрежному ведению учета, плохому управлению логистикой и невыполнению обязательств покупателей и продавцов. Поэтому устроить аукцион может не каждый желающий: компания-организатор должна обладать доверием участников индустрии.
Один из существенных минусов «живых» торгов — большие затраты участников. Поездки в отдаленные страны дорого обходятся покупателям и занимают время. Фермеры несут альтернативные издержки, так как не могут работать во время проведения мероприятий. Также условия оплаты различаются от аукциона к аукциону. Это значит, что иногда производителям приходится ждать своих денег дольше, чем обычно.
Благодаря развитию технологий появился новый формат онлайн-аукционов. Это тоже публичные торги, на которых зеленый кофе покупает тот, кто предложит самую высокую цену. Но в этот момент участники не должны находиться в одной комнате или даже на одном континенте. Торги проходят в режиме реального времени на онлайн-платформе. Это позволяет избежать больших издержек на поездки, а также охватить еще больше стран-производителей кофе и экспортеров.
Виртуальные аукционы — это более гибкая и экономичная альтернатива очным торгам. Поэтому они становятся все более привлекательными для покупателей зеленого кофе. Аукционы проводятся с 1999 года, первыми в онлайн-пространство стали переходить самые крупные — Best of Panama и Cup of Excellence.
Главные аукционы в индустрии спешелти кофе
Наиболее известными и престижными в индустрии спешелти являются Cup of Excellence (COE) и Best of Panama.
Best of Panama — один из первых кофейных аукционов, который был организован по инициативе фермеров. Совместно с консалтинговой фирмой SCAP производители придумали соревнование, чтобы повысить узнаваемость панамского кофе и выйти из кризиса низких цен 1989 года. Первый Best of Panama прошел в 1996 году.
Сегодня этот конкурс представляет собой серию слепых дегустаций. Мероприятие проходит в несколько этапов. Сначала кофе оценивает группа национальных судей. Они выбирают лучшие сорта для финального этапа. В конце конкурса команда международных рефери оценивает лоты по протоколам SCA. Оценки всех судей суммируются, и каждая разновидность получает средний балл. Он напрямую влияет на стоимость кофе.
Комментарии